В России в 2012 году произошло 204 000 автоаварий. В них погибло 28 000 человек, а 258 000 получили ранения. За последние 5 лет ущерб российской экономики от ДТП составил 5,5 триллиона рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период. В мире в автоавариях ежегодно погибает 1,3 миллиона человек и еще от 20 до 50 миллионов получают травмы, а автомобиль является самым опасным видом транспорта.
Сегодня автопроизводители всех стран делают акцент на развитии систем снижающих риск возникновения аварии, а также систем минимизирующих повреждения пассажиров в случае возникновения аварии. Такие разработки становятся не только хорошим маркетинговым преимуществом, но и являются определяющим фактором при выборе автомобиля для большинства покупателей.
В этой статье мы постарались собрать все самые удивительные и полезные автомобильные технологии обеспечивающие безопасность движения автомобиля.
Итак, начнём.
Антиблокировочная система.
Основной способ избежать аварии при движении на автомобиле — это затормозить. Однако, не всё так просто. При экстренном торможении колесо заблокируется, и дальше автомобиль поедет как «на лыжах». При этом, тормозной путь очень увеличивается. Торможение намного эффективнее когда колесо крутится с меньшей скоростью, чем двигается автомобиль, а не полностью заблокировано. Для достижения этого эффекта и была разработана антиблокировочная система.
Anti-lock braking system (ABS) — система, которая предназначена для обеспечения оптимальной тормозной эффективности (минимального тормозного пути) при сохранении устойчивости и управляемости автомобиля. Система в каждый момент времени измеряет скорость вращения колеса. Если при торможении скорость вращения становится равна нулю — колесо блокируется. при этом управляемость автомобилем полностью теряется, и просто повернуть, чтобы избежать столкновения, становится практически невозможно. ABS не позволяет колесу полностью заблокироваться. При достижении низкой скорости вращения колеса, система на доли секунды ограничивает тормозное усилие на колесо, после чего вновь приступает к торможению. Это позволяет достичь оптимального тормозного пути до полной остановки автомобиля.
Демонстрация работы системы представлена на ролике ниже.
Стабилизация автомобиля.
Ещё одной, крайне опасной, ситуацией является потеря контроля управления автомобилем во время движения, или, проще говоря, занос. Причин может быть много: слишком большая скорость при повороте, скользкая дорога, или плохие шины. Для того чтобы обеспечить безопасность в таких ситуациях и была разработана система ESP.
ESP (Electronic Stability Program) — электронная программа стабилизации, следующая ступень в развитии системы ABS. Если простые системы ABS работают только на пару колёс, то ESP позволяет отдельно притормаживать каждое колесом автомобиля.
Система измеряет скорость бокового движения автомобиля, и если она достигает критических значений, система начинает работу. ESP использует ABS, подключённую к каждому колесу, а также систему управления двигателем. Также, используются различные датчики измеряющие угловую скорость относительно вертикальной оси и поперечное ускорение (иногда это устройство называют G-сенсор). Система учитывает положение руля, и если понимает, что движение стало неконтролируемым — начинает работу. ESP начинает попеременно притормаживать различными колёсами, для выравнивания траектории. Также, в зависимости от скорости автомобиля, система может увеличить, либо наоборот уменьшить обороты двигателя для того, чтобы «вытащить» машину из заноса. Принцип работы ESP показан на ролике ниже.
А на этом видео вы можете увидеть отличия в движении автомобиля с ESP и без него.
Системы удержания полосы.
Многие аварии случаются из-за того, что автомобиль покидает полосу, по которой он двигается. Основные причины для этого — усталость водителя, плохая видимость, либо водитель просто-напросто засыпает.
Системы удержания полосы (lane keep assistant) присутствуют уже во многих автомобилях, например S-class w222. Работает она следующим образом: на машине устанавливаются камеры, которые непрерывно сканируют пространство перед автомобилем. Бортовой компьютер различает разметку, и в случае, если траектория автомобиля пересекает ее, LKA начинает свою работу. Тут возможны разные варианты. Более простые системы начинают оповещать водителя об опасной ситуации при помощи звуковых сигналов. Более сложные системы используют систему торможения ESP, которая может тормозить каждое колесо в отдельности. В этом случае, если машина пересекает разметку с правой стороны, притормаживаются колёса слева, что смещает траекторию автомобиля в центр полосы.
Ниже представлено видео, на котором описывается как работает такая система в Mercedes-Benz.
Также, на этом видео был продемонстрирован активный круиз-контроль, речь котором пойдёт чуть ниже.
А на этом видео, вы можете увидеть как работает система удержания полосы на автомобиле Ford.
Автоматическое торможение.
Если автомобиль научился сканировать пространство впереди себя, почему бы ему и автоматически не тормозить, если он видит препятствие впереди себя?
Именно это и делает auto braking system. Автомобиль сканирует пространство перед автомобилем, и если видит препятствие, начинает оповещать человека об этом звуковыми сигналами и звуком. Если человек не предпринимает никаких действий, система автоматически начинает тормозить. Электроника настолько умна, что может рассчитать тормозной путь и остановить автомобиль максимально безопасно, без резкой остановки. Причём препятствие может быть как неподвижным, так и двигаться, но с небольшой скоростью.
Пример, как действует эта система можно увидеть ниже.
А вот видео с фурой побольше и двигающейся быстрее. Удивительно наблюдать как такая махина останавливается в считанных сантиметрах от потенциальной опасности.
Адаптивный круиз-контроль
Круиз-контроль был изобретён уже весьма давно, эта технология позволяет выставить необходимую скорость, и автомобиль будет придерживаться её без необходимости жать на педаль газа. Но это и в половину не так интересно как адаптивный круиз контроль, который был разработан сравнительно недавно. Эта технология по-сути, совмещает в себе все перечисленный выше и вплотную приближает автомобиль к беспилотному.
Всё что необходимо водителю, это выставить нужную скорость и расстояние, которое необходимо выдерживать перед впереди идущей машиной. После чего автомобиль начинает сканировать пространство вокруг себя. Если расстояние перед машиной впереди сокращается, автомобиль начнёт тормозить, но при этом учитывать и автомобиль едущий сзади. Продвинутые системы сканируют и пространство по бокам, чтобы избежать столкновения при неаккуратном перестроении автовладельцев сбоку.
В общем, проще один раз увидеть, и восхититься человеческому гению!
А вот, то же самое, с реальной машиной. В реальности, это поражает и завораживает ещё больше.