Шины представляют собой очень важную деталь автомобиля. Они обеспечивают вашу безопасность в поездке. Поэтому, выбирать резину необходимо очень тщательно.
Еще 20 лет назад никто бы и не мог подумать, что на проколотой покрышке можно проехать 10, 50 и даже 100 километров. Это указывает на то, что технологии не стоят на месте, и подобное осложняет выбор.
Ассортимент шин на нашем рынке просто огромен. Вы можете приобрести как зимние, так и летние или всесезонные экземпляры, которые облегчат вам езду, вне зависимости от времени года или дорожного покрытия.
Но, есть еще один фактор, по которому необходимо выбирать покрышки. Речь идет о маркировке. Зная ее, вы купите резину быстро, а прослужит она вам долго. Но, не каждый, даже опытный автомобилист, догадывается, что означают эти цифры и буквы, нанесенные на шину. Поэтому мы решили рассказать о том, какой бывает маркировка автомобильных шин и дисков, и на что она указывает.
Типы шин по времени года и модели автомобиля
Перед тем, как переходить к маркировке шин, необходимо разобраться, какими бывают сами покрышки. Практически на все современные автомобили устанавливают бескамерную резину. У нее отсутствует камера, а каркас радиальный.
Радиальные покрышки выпускаются с параллельными нитями каркаса, а в диагональной они пересекаются.
Протектор бывает направленным и ненаправленным. У первого рисунок симметричный, а у второго ассиметричный. Направленный рисунок быстро отводит воду из-под колес, то есть, по мокрому асфальту на таких шинах ездить будет проще и безопаснее. Тут обязательно будет нарисована стрелка с направлением вращения покрышки. Менять их на другую ось категорически запрещено. В противном случае, в дождь машину будет заносить.
Ассиметричные шины делятся на две части рисунком. Правую сторону лучше всего устанавливать «лицом» не к автомобилю, а к дороге. У боковин разная жесткость и предназначение. На внешнюю сторону следует большая нагрузка, чем на внутреннюю. Тут обязательно будет надпись с направленностью покрышки.
Низкопрофильные шины устанавливают на автомобили те водители, которые любят быстро ездить. Процентное соотношение высоты к ширине такой покрышки не выше 55. Они улучшают управляемость автомобиля вне зависимости от асфальта. У них отличная сцепка с дорогой. Тут сокращается тормозной путь и улучшается разгон. Но, в плохую дождливую погоду управляемость ухудшается. А еще, на таких шинах лучше не ездить по бездорожью. Для этого есть специальная внедорожная резина.
Сезонность шин является одним из их главных отличительных признаков. Они могут быть всесезонными, зимними и летними. Летная резина призвана обеспечить хорошую сцепку с дорогой при высоких температурах на улице. Если на градуснике меньше 7 градусов тепла, то такие шины теряют практически все свои свойства. Тогда увеличивается тормозной путь.
Зимняя резина более мягкая. Она предназначена для холодной погоды. Тут, в отличие от летних экземпляров, есть ламели, обеспечивающие контакт с асфальтом даже через лед или снег.
Еще бывают шипованные шины. Они также предназначены для зимы. Но, они подойдут только для действительно холодного времени года. Ведь шипы калечат дорожное покрытие.
Всесезонные покрышки подойдут как для зимы, так и для лета. Одна половина протектора тут зимняя, а вторая летняя. Но, по качеству и надежности они уступают тем, которые предназначены для конкретного периода.
Маркировка шины представляет собой такой код — P194/54 R16 86 H. Он расшифровывается как:
- Р. Это означает, что машина легковая;
- 194 представляет собой ширину шины;
- 54 является отношением высоты к ширине профиля. Цифра указана в процентах;
- R – это обозначение того, что шина радиальная;
- 16 является посадочным диаметром;
- 86 представляет собой возможную нагрузку на шину;
- Н – допустимая скорость.
Также на шине вы можете увидеть название торговой марки, которая ее сделала, страны, в которой ее выпустили и дату изготовления. Последняя указывается четырьмя цифрами. Первые две представляют собой неделю производства, а остальные указывают на год. Например, если тут указано 0616, это означает, что покрышка сделана в феврале 2016 года.
Расшифровка аббревиатуры в маркировке шин
На шине вы можете увидеть не только цифры, но и буквы. Сейчас мы вам расскажем, что они обозначают. Итак:
- MAX PRESSURE представляет собой максимальное давление;
- MAX LOAD указывает на максимальную нагрузку в килограммах;
- REINFORCED, TUBE TYRE, TUBELESS – усиленная, камерная и бескамерная шина, соответственно;
- REGROOVABLE представляет собой рисунок, углубленный в протектор;
- ALL STEEL указывает на металлокордный каркас;
- RADIAL обозначает, что шина радиальная;
- Treadwear указывает на коэффициент износоустойчивости.
Далее стоит упомянуть о маркировке шин по временам года:
- M&S подойдут для зимы;
- All Season – всесезонные шины;
- нарисованный зонтик и надписи RAIN, WATER или AQUA указывают на то, что покрышка идеально подойдет для дождливой погоды;
- Traction А, В, С обозначает, что шина может быстро тормозить по влажной дороге;
- Temperature А, В, С указывает на температуру, при которой можно использовать шину. «А» является лучшим показателем.
И еще несколько символов:
- Rotation указывает на то, что шина направленная. Сторона ее вращения указана стрелкой;
- Outside или Inside покажет, что шины ассиметричные. В таком случае, как и если есть надпись Left или Right, вы должны строго следовать правилам установки;
- Е с без кружочка указывает, что у компании, выпустившей шину, есть сертификат качества. Если буква в кружочке, это значит, что покрышка отвечает европейским стандартам.
Что означает маркировка автомобильных дисков
Диски придают любому автомобилю солидности и эстетичности. Но, перед тем, как их устанавливать, необходимо знать, как правильно их выбрать. Дело в том, что на диски, также, как и на шины, наносится специальная маркировка. Она стандартная, несмотря на то, легкосплавная покрышка или стальная.
Рассмотрим на примере. Есть маркировка 8.6Jx20 H2 4×120 ET20 d74.2:
- 8,6 представляет собой ширину диска. Обозначение идет в дюймах;
- 20 является диаметром. Обозначается также в дюймах;
- 4×120. Первая цифра обозначает количество болтов, а вторая – это диаметр между ними. Последняя величина изменяется в миллиметрах;
- ET20 представляет собой вылет диска. То есть, расстояние, которое измеряется между плоскостью диска и его симметрией. Цифра указывается в миллиметрах ;
- d74.2 является диаметром отверстия в центре. Измеряют его, начиная с привалочной плоскости. Обозначение указывается в миллиметрах.
Это что касается цифр. Буквы обозначают:
- J несет в себе информацию об ободе диска. Еще может быть указано JJ, K, JK, B, P или D;
- H2 указывает на конструкцию хампов (кольцевых выступов на ободе). Могут обозначаться буквами H, H2, FH, FH2, CH, EH2, EH2+.
Теперь рассмотрим более подробно указанные параметры. Упустим первые два – ширину и длину.
Диаметр между крепежными болтами еще называют PCD. Можете рассчитать его даже самостоятельно. Для этого достаточно измерять расстояние между отверстиями. Кстати, если болта четыре, то достаточно провести замеры между центрами противоположного крепления.
Формула для вычисления подобного диаметра универсальна. Меняются только последние цифры.
PCD=X умножается на:
- для трех болтов 1,154;
- для четырех болтов 1,414;
- для пяти болтов 1,701;
- для шести болтов 2;
- для десяти болтов 3,326.
Хоть иногда кажется, что данная характеристика неважна, на самом деле она влияет на выбор диска. Если вы ошибитесь даже на 2 миллиметра, то гайки не смогут до конца затянуться. Во время езды диск будет бить о колесо, и вы сможете его легко потерять, так как болты будут откручиваться.
Теперь поговорим о вылете. Мы уже упоминали, что это расстояние между плоскостью и симметрией диска. Данную цифру рассчитывают только автомобильные производители. Если вы не будете придерживаться их данных, то положение диска к колесной арке будет небезопасным. Допускается изменение цифры примерно от 5 до 7 миллиметров, но не больше.
Есть положительный, отрицательный или нулевой вылет. Последний означает, что плоскость и симметрия диска совпадают. При положительном вылете плоскость смещается во внешнем направлении от оси. То есть, в сторону дороги, а не к кузову. При отрицательном вылете все наоборот. Еще существует классификация вылета на маленький (0 — 30), обычный (30 — 45), большой (45 — 100) и отрицательный (-25 — 0).
Вылет прямо связан с кинематикой подвески. Если его изменить, поменяются нагрузки. Например, если уменьшить вылет на 50 миллиметров, подвеска начнет «страдать» в полтора раза больше. Это проявляется на поворотах, когда машину может просто занести из-за несовпадения параметров.